РАМТ поставил пьесу Марии Малухиной «Василисса»

Заинтересовать театром самую «трудную» публику — подростков десяти-двенадцати лет — задача непростая. Российский академический молодежный театр полгода назад проводил даже специальную мастерскую для режиссеров и драматургов. И вот — первый результат трудов. Пьесу Марии Малухиной «Василисса» на малой сцене РАМТа воплотил Филипп Гуревич.

РАМТ поставил пьесу Марии Малухиной "Василисса"

Получился весьма выразительный коктейль из фольклорных мотивов (сказок, былин, быличек), детских ужастиков типа "отдай мое сердце!", популярной телесаги о вампирах и оборотнях и распространенных страхов всех современных родителей о том, что взлелеянное дитятко может пропасть в неизвестном направлении не то по собственному желанию, не то волей злых людей.

Спектакль насыщен всякого рода фольклорной нечистью: мавками, русалками, летавцами, одноглазым лихом, а также придуманными драматургом гибридами вроде старичка Балибошки. Но сочинены они с таким точным знанием славянской первоосновы, что без всяких зазоров ложатся на "уже где-то слышанное". И ничуть не удивляешься, что сказочный царь Берендей, живущий в заповедном лесу, по сути является Медведем. Как говорится, закон — тайга, медведь — хозяин. А вражду между нечистью и людьми спровоцировали хулиганы-богатыри, когда взялись наводить свои порядки на неподконтрольной им территории — нарушение экологического равновесия никогда ничем хорошим не оканчивается.

Очень выразительно стилизованы в пьесе и ворожба-заговоры ("стоит баня, на бане доска, на доске тоска…"), и обзывалки в формате "детского фольклора" ("Я, я! Жирная свинья").

Но самое, пожалуй, симпатичное в этой театральной работе то, что сделана она очень честно. Страшные места здесь по-настоящему страшны. И эта готика, в которую с упоением играют постановщики, конечно, не может не отозваться сладким ужасом в зрительском сердце. Тем более что ранний подростковый возраст — самый благодарный для такого рода романтических переживаний. Дева-Полуденница (Полина Виторган) является публике в подвенечном наряде, сжимая в руке истекающее алой кровью сердце — точный аналог этого анатомического органа. А злодей-Летавец (Денис Фомин) столь омерзителен в своем гриме, что когда он проходит мимо зрительских рядов, поневоле хочется отшатнуться.

Однако все эти ужасы дозируются (или утрируются) ровно настолько, чтобы в итоге вызвать смех — как и положено в очистительной "страшной сказке". И пара главных персонажей — Василисса (Полина Лашкевич) и Белояр (Владимир Зомерфельд) — обаятельные своей наивной инфантильностью, они взрослеют ровно тогда, когда сталкиваются с настоящими взрослыми вопросами.

Режиссер Филипп Гуревич подчеркивает: "В спектаклях для детей и подростков мне кажется важным размывать границы назидательности "это хорошо/это плохо" и говорить о полутонах, о неоднозначности реального мира". Такой подход не просто учит толерантности — он позволяет авторам постановки держать интригу действа до конца.

А зрители-родители, думается, с интересом будут постигать, как справляются постановщики с одним из навязчивых "мамских" страхов в современных семейных разладах: родишь ребенка от иностранца, а потом, если что, не сможешь в свою страну его вывезти…

К сожалению, условия маленькой сцены и темная декорация не всегда позволяли подробно рассмотреть происходящее — многие мизансцены пришлось увидеть фрагментарно. И это, пожалуй, главный минус, который можно инкриминировать спектаклю.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *