На «Кинотавре» выстроилась очередь за «Капитаном Волконоговым»

Кино у нас либо доброе и светлое, либо — беспросветное. Это наглядно демонстрирует программа 32-го фестиваля «Кинотавр», который завершит свою работу в этом году 25 сентября.

На "Кинотавре" выстроилась очередь за "Капитаном Волконоговым"

Начнем с хорошего. В предпоследний день показов на сочинский берег приехала "Манюня". Сериал с таким названием представила автор детской книги, по которой он снят, писательница Наринэ Абгарян. Формально могла представить новинку и Чулпан Хаматова — в день сочинской премьеры обнародовали громкую новость: актриса читает в сериале закадровый текст. Но поскольку Хаматова — председатель жюри основного конкурса в этом году, выходить на сцену в ином качестве для нее — не комильфо, так что присутствовала она на премьере "Манюни" незримо. Сериал, который выйдет на платформе Okko уже в конце года (это оригинальный проект сервиса), получил возрастной рейтинг 6 +. Для сравнения — в конкурсной программе "Кинотавра" фильмов, рассчитанных на детский возраст, вообще нет.

Сериал про Манюню получился довольно неожиданным по исполнению. Период 80 годов прошлого века — когда происходит действие — стилизовали: добавили элементы анимации, яркие краски. Все — для того, чтобы происходящее было понятно современным детям. Волосы девочки — актрисы, которая играет главную роль, Кати Темновой — выкрасили в ярко рыжий, нарисовали ей веснушки. Получилась обаятельная Манюня. Почти все остальные артисты в фильме, как и другие члены съемочной группы — армянские, съемки также проходили в Армении, но все рассказанное о детстве двух подружек близко и понятно для любого места на земном шаре. После просмотра первых двух серий комедии "Манюня" умиленные отзывы написали даже самые суровые критики на нынешнем "Кинотавре".

Одобрили самые взыскательные представители индустрии и новую картину Натальи Меркуловой и Алексея Чупова "Капитан Волконогов бежал" — единственную, которая попала в этом году из России в конкурс Венецианского кинофестиваля. И строгих критиков, и отборщиков Венеции, и даже Министерство культуры, при чьей поддержке снят фильм, можно понять и согласиться с ними. Начнем рассказ о фильме с того, что "Капитан Волконогов" также привлекает внимание своей стилизацией. Время действия — 1938 год. Про этот период у нас практически не снимают. Это во-первых. А, во- вторых, у нас никогда так в кино не стилизовали эту эпоху. Художник-постановщик фильма Сергей Февралев и художник по костюмам Надежда Васильева сделали нечто невообразимое. Дополнен этот тандем еще и превосходной операторской работой — постоянного соавтора фильмов Меркуловой и Чупова — Марта Таниэля. Кстати, "Капитан Волконогов…" может напомнить о том, что у Меркуловой была в 2015-м году очень интересная работа — короткометражный фильм "Лестница Родченко", где сыграли Рената Литвинова и Каролина Грушка. Образно говоря (и имея в виду и стилизацию "Волконогова"), Меркулова по этой лестнице поднялась…

На "Кинотавре" выстроилась очередь за "Капитаном Волконоговым"

Фото: Анна Темерина

Юра Борисов, как мы уже писали ранее, сыграл в шести фильмах, представленных на "Кинотавре" в этом году, но из всех этих весьма достойных ролей выделяется именно Волконогов. Также в картине снимались Никита Кукушкин, Тимофей Трибунцев, Александр Яценко, Игорь Савочкин, Максим Стоянов и другие.

Начинается фильм с мощного удара. Изображение еще не появилось, но зрителям уже кажется, что бьют человека. На самом деле это удар по мячу. Команда крепких парней играет в волейбол в довольно странном зале — особняк переоборудован под офис — с хрустальной люстрой наверху. Согласно сюжету придуманной ретроутопии, эти крепыши — каратели, палачи, которые в застенках уничтожают людей. Система же в какой-то момент начинает уничтожать их. Капитану Волконогову (который вызывает и ассоциации с Глебом Жегловым в исполнении Владимира Высоцкого из фильма "Место встречи изменить нельзя") удается предчувствовать расправу. А далее в картине на первый план выступают библейские мотивы покаяния и взаимоотношений палача и жертвы. Чтобы очиститься от всего, что он сотворил, Волконогов совершает престранный обход. Он приходит к близким своих жертв, дабы попросить у них прощения. Реагируют люди на его признания ожидаемо: прощать никто не торопится… Да и не умеет. Но как тогда искупить грехи?

Со времен "Покаяния" Тенгиза Абуладзе у нас не была затронута подобная тема. Но фильм "Покаяние" вышел в 1984 году, тогда же когда в нашем кинематографе и не только в нем хлынул поток материалов, переосмысливающих 37-й год и сталинскую эпоху. "Покаяние" получил — напомним — сразу три приза на Каннском кинофестивале. Однако потом, устав от темы, о ней подзабыли, и вот сейчас Чупов и Меркулова решили ее воскресить, дабы дать возможность зрителям лишний раз задуматься.

Еще две картины, показанные в предпоследний конкурсный день "Кинотавра", — это "Герда" Натальи Кудряшовой и "Дунай" Любови Мульменко. "Герда" — кинопроизведение крайне неровное с целой гирляндой финалов. Расфокус и проблемы монтажа компенсирует исполнительница главной роли Анастасия Красовская, которой и вручили приз за Лучшую женскую роль в августе на фестивале в Локарно. Девочка — находка во всех смыслах: режиссер нашла ее, модель, в Instagram. Она и на "Кинотавре" попадает в число претендентов на награду за Лучшую главную роль. И будет интересно присмотреться к дальнейшей карьере Анастасии — а уже заявлено, что ее пригласили в третий сезон "Трудных подростков" и другие проекты.

Героиня фильма Кудряшовой — ведет жизнь беспросветную. Учится на социологическом факультете, подрабатывает в ночном клубе, нянчит больную мать-лунатика и защищает ее от пьяного бывшего мужа, он же отец девушки. Сценами социологических опросов в простых российских квартирах лента напоминает хит фестиваля Sundance прошлого года "Никогда Редко Иногда Всегда", который, кстати, сравнивали с картиной "Леди Берд", с ней также можно сравнить и "Герду". Но в "Никогда Редко Иногда Всегда" была совсем другая история, к которой даже "Оскар" "пригляделся", а в Берлине картине вручили Гран-При…

Режиссерский дебют Любови Мульменко "Дунай" (худрук Валерий Тодоровский) показал, что в чужие картины талантливый автор вкладывается больше, чем в свою. Два фильма с участием России, отмеченные в этом году на Каннском кинофестивале, — "Разжимая кулаки" и "Купе номер шесть" — включают в себя работу Мульменко. Но "Дунай" неординарной картиной — увы — назвать сложно. Хотя это и был один из самых ожидаемых дебютов "Кинотавра".

Пожалуй, единственное, что резко выделяет фильм из общего ряда — у нас также практически не снимают авторское кино о Сербии и Белграде (зрительский "Отель "Белград" — не в счет). И выдающаяся актриса Надежда Лумпова — нечастый гость в кинематографе. Жаль, но в фильме "Дунай" ей практически нечего играть. Ее героиня — российская девушка, привыкшая к строгому порядку в своей жизни, приезжает в Сербию и пытается сделать выбор в пользу жизни хаотичной и веселой и ищет свою любовь. Не получается у нее ничего. То же можно сказать и о фильме в целом.

Кстати

Куда бежит "Капитан Волконогов"

У фильма "Капитан Волконогов бежал" пока нет даты проката в России. Зато карта его мировых фестивалей выглядит более чем внушительно. Напомним еще раз, что начал фильм свой путь в конкурсе в Венеции. В этом году еще он будет:

• В конкурсе Carmel International международного кинофестиваля в Хайфе, Израиль (19-28 сентября);

• Фильм — открытия 37-го Варшавского кинофестиваля (8-17 сентября);

• Единственный фильм из России на 57-ом международном кинофестивале в Чикаго (13-24 октября 2021);

• В основном конкурсе Гентского международного кинофестиваля в Бельгии (12-23 октября).




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *